Динамическое оборудование. Насосы, компрессоры
Насосами называют гидравлические машины, которые предназначены для напорного перемещения капельной (несжимаемой) жидкости в результате сообщения ей дополнительной энергии.
Классификация насосов
Динамические насосы
Динамические - энергия потоку жидкости сообщается за счет работы сил, возникающих в рабочем органе насоса. Наиболее распространенными динамическими насосами являются лопастные. В таких насосах работа, совершаемая лопатками (лопастями) рабочего колеса расходуется на увеличение кинетической энергии жидкости, переходящей в потенциальную. К динамическим насосам относятся:
- центробежные
- осевые
- вихревые
- струйные
Объемные насосы
Объемные - происходит вытеснение жидкости из замкнутого рабочего пространства с помощью механизма, совершающего возвратно-поступательное (поршень, плунжер) или вращательное движение. К объемным насосам относятся:
- поршневые
- плунжерные
- мембранные
- роторные
- шестеренчатые
- шланговые
Основные параметры насосов
Работа насоса характеризуется следующими параметрами:
Подача - объем жидкости, подаваемый насосом в напорный трубопровод в единицу времени. Системой СИ введена массовая подача – кг/с и объемная подача – м3/с, которую принимают или для условий всасывания, или для нормальных условий (T = 293К, P = 100кПа). В условиях предприятий на территории РФ используется в основном м3/час. Подача насоса зависит от размеров и скоростей движения его рабочих органов и свойств трубопроводной системы, в которую он включен.
Напор насоса - высота столба жидкости, подаваемой насосом, эквивалентно давлению, развиваемому насосом. В технической документации в основном указывается в метрах водного столба.
Потребляемая мощность - количество энергии, потребляемой насосом в единицу времени.
Полезная мощность - количество энергии, сообщаемой насосом подаваемой жидкой среде.
Коэффициент полезного действия - отношение полезной мощности к мощности, потребляемой насосом.
Классификация центробежных насосов
По пространственному положению рабочего колеса :
- горизонтальные
- вертикальные
По числу рабочих колес, через которые жидкость движется последовательно:
- одноступенчатые
- многоступенчатые
По способу подвода жидкости к лопастям рабочего колеса:
- односторонний подвод жидкости
- двухсторонний подвод жидкости
По конструкции:
- консольные
- герметичные
- двухопорные
Устройство центробежных насосов
Рабочие колеса центробежных насосов бывают открытого и закрытого типов. Рабочее колесо, имеющее два диска, называется закрытым. Колесо, не имеющее переднего диска, называется открытым. Кроме того колеса имеют односторонний или двухсторонний подвод жидкости.
Колесо открытого типа (применяют для перекачки химических веществ, содержащих механические взвеси):
Вал насоса предназначен для передачи вращающего момента от привода насоса к рабочим колесам. Вал с неподвижно насаженными на нем колесами образуют ротор насоса. Вал является наиболее ответственной и нагруженной частью насоса. Валы изготовляют из высокопрочных сталей.
В центробежных насосах применяют как подшипники качения (шариковые и роликовые), так и подшипники скольжения (нормальные и с кольцевой смазкой). В легко нагруженных насосах небольших размеров применяют подшипники качения. Подшипники качения обычной конструкции состоят из наружного и внутреннего кольца, сепаратора и тел качения (шариков или роликов). На наружной поверхности внутреннего кольца, и на внутренней поверхности наружного кольца имеются дорожки, по которым движутся тела качения. Сепаратор служит для удержания тел качения на равном расстоянии друг от друга.
Подшипники скольжения - это опоры вращающихся деталей, работающие при относительном скольжении цапфы по поверхности подшипника. Достоинства подшипников скольжения:
-малые габариты в радиальном направлении;
-возможность работы при высоких скоростях вращения и нагрузках, в воде и в агрессивных средах;
-обеспечение высокой точности установки валов;
-малая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам;
-незаменимость в случаях, когда по условиям сборки подшипник должен быть разъемным (на шейках коленчатых валов).
Недостатки:
- выше, чем у подшипников качения, потери мощности на трение;
- более сложная смазочная система;
- необходимость использования дефицитных материалов.
Соединительные муфты
Для передачи вращающего момента от двигателя ротору в центробежных насосах применяют соединительные муфты (втулочно-пальцевые, зубчатые и упругие)
Корпус насоса (улитка)
Уплотнения вала
Торцевое уплотнение
ФНиП: "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".
5.4.7. Для нагнетания ЛВЖ и ГЖ должны применяться центробежные насосы безсальниковые с двойным торцевым, а в обоснованных случаях - с одинарным торцевым с дополнительным уплотнением. Для сжиженных углеводородных газов должны применяться центробежные герметичные (бессальниковые) насосы или центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением типа тандем. В качестве затворной жидкости должны использоваться негорючие и (или) нейтральные к перекачиваемой среде жидкости. При обосновании в проекте для нагнетания ЛВЖ и ГЖ при малых объемных скоростях подачи, в том числе в системах дозирования, разрешается применение поршневых насосов. При выборе насосов должны учитываться технические требования к безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах и настоящих Правил, а также требования технических документов организации-изготовителя. 5.4.8. Центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением должны оснащаться системами контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости. При утечке уплотняющей жидкости последовательность операций по остановке насосов, переключению на резерв и необходимость блокировок, входящих в систему ПАЗ, определяется разработчиком проекта.
5.4.9. В установках с технологическими блоками I и II категории взрывоопасности центробежные компрессоры и насосы с торцевыми уплотнениями должны оснащаться системами контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений. Последовательность операций по остановке компрессоров и насосов и переключению на резерв определяется разработчиком проекта.
Сальниковое уплотнение
Возможные неполадки в работе сальников и способы их устранения:
- в случае нагрева сальника, пустить и включить насос несколько раз, пока не появится течь затворной жидкости через набивку. Если небольшая утечка жидкости не появится при пуске и включении, то это значит, что сальник слишком туго набит и его следует ослабить. Допускается утечка затворной жидкости через сальник - не более 60 капель в мин.;
- в случае утечки затворной жидкости сверх установленной нормы необходимо подтянуть сальник специальным ключом. При невозможности устранения утечки необходимо насос остановить и набить уплотнение новым сальником.
- при затягивании гаек нажимной втулки обеспечить равномерность подтяжки сальниковых набивок;
- работы по набивке сальников производить в защитных очках, имея при себе фильтрующий противогаз;
- использовать только исправный искробезопасный инструмент. Если набивка сальника насоса производится обслуживающим персоналом установки, то наряд-допуск не оформляется. Если эта работа выполняется ремонтным персоналом, то необходимо оформление наряда-допуска на ремонтные работы.
ФНиП "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств": 3.143. Смазка движущихся частей, устранение течей в сальниках, торцевых уплотнениях и соединениях трубопроводов при работающем насосе не допускаются.
ФНиП "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" 209. На случай прорыва кислоты и кислой воды через сальники центробежных насосов под сальниками должны быть установлены поддоны или лотки с отводами, выполненные из коррозионно-стойких материалов. Сбор загрязненных стоков осуществляется в приемные сборники (зумпфы).
Виды центробежных насосов
Насос типа НД
Насос типа НД (одноступенчатые, с двусторонним подводом воды к рабочему колесу)
Насос секционный
Насос герметичный
Насос вихревой
Консольный насос
Объемные насосы
В объемных насосах происходит вытеснение жидкости из замкнутого рабочего пространства с помощью механизма, совершающего возвратно-поступательное движение (поршень, плунжер) или вращательное. К объемным насосам относятся поршневые (плунжерные), мембранные и роторные.
Преимущество:
возможность развивать напор независимо от подачи;
высокий КПД;
способность перекачивать жидкости различных вязкости и температуры, содержащие твердые взвеси;
хорошая всасывающая способность;
отсутствие пенообразования.
Объемные насосы имеют сложную конструкцию и систему регулирования подачи, а также пульсирующую подачу перекачиваемой жидкости.
Шестеренный насос
В шестеренном насосе всасывание начинается при выходе зубьев двух колес из зацепления, а при входе в зацепление происходит нагнетание.
Плунжерный насос
Роторный (пластинчатый) насос
Винтовой насос
Винтовые насосы являются разновидностью роторно-зубчатых насосов и легко получаются из шестерённых путём уменьшения числа зубьев шестерён и увеличения угла наклона зубьев. Перекачивание жидкости происходит за счёт перемещения её вдоль оси винта в камере, образованной винтовыми канавками и поверхностью корпуса. Винты, входя винтовыми выступами в канавки смежного винта, создают замкнутое пространство, не позволяя жидкости перемещаться назад. Предназначен для перекачивания жидкостей различной степени вязкости, газа или пара, в том числе и их смесей. Могут работать при давлениях до 30 МПа.
Классификация компрессоров
Компрессорами называются машины, предназначенные для сжатия и перемещения газов по трубопроводам.
Виды компрессоров:
1) Поршневые
- Горизонтальные
- Вертикальные
- Оппозитные
- Угловые
2) Роторные
- Винтовые
- Типа «Рутс»
- Пластинчатые
- Водокольцевые
3) Центробежные
4) Осевые
5) Диагональные
Назначение компрессоров
В объемных компрессорах давление газа повышается за счет уменьшения пространства, в котором находится газ. В динамических компрессорах давление газа повышается при непрерывном движении газа через проточную часть машины за счет энергии, которую сообщают газу лопатки вращающегося ротора. При этом кинетическая энергия преобразуется в потенциальную.
По развиваемому давлению компрессоры классифицируются:
- Низкого давления, сжимающие газ 2-10 кгс/см2 ,
- Среднего давления, сжимающие газ 10-100 кгс/см2,
- Высокого давления, сжимающие газ 100-1000 кгс/см2,
- Сверхвысокого давления, сжимающие газ свыше 1000 кгс/см2
По объему перекачиваемого газа
- малой производительности до 10 м3/мин,
- средней производительности 10-100 м3/мин,
- большой производительности свыше 100 м3/мин.
Устройство компрессоров
Поршневой компрессор
Компрессор типа РУТС
Винтовой компрессор
Водокольцевой компрессор
Центробежный компрессор
Система смазки насосов и компрессоров
Назначение систем смазки:
1. Снижение трения в узлах оборудования;
2. Минимизация износа сопрягаемых поверхностей;
3. Охлаждение;
4. Отвод продуктов износа из пар трения.
В соответствии с ГОСТ 20765-87 «Системы смазочные. Термины и определения», все смазочные системы, применяемые в различных областях промышленности, классифицируют:
1. по виду смазочного материала:
- жидкие, их обычно называют маслами;
- пластичные, называемые смазками;
- твердые (графит, дисульфид молибдена, некоторые другие).
2. по числу смазываемых пар трения:
- индивидуальные;
- централизованные;
3. по способу подключения к точке смазки:
- раздельные (подключение только на время подачи материала);
- нераздельные (постоянное подключение);
4. по способу использования смазочного материала:
- циркуляционные;
- проточные;
5. по способу дозирования:
- объемного дозирования;
- дроссельного дозирования;
6. по режиму подачи:
- непрерывного действия;
- периодического действия;
7. по типу привода:
- ручной;
- механический;
- электрический;
- гидравлический;
- пневматический;
8. по способу управления:
- ручное управление;
- полуавтоматическое управление;
- автоматическое управление.
Масла по назначению подразделяют на:
- моторные,
- трансмиссионные,
- индустриальные,
- компрессорные,
- гидравлические,
- специализированные
Для смазки редко работающих зубчатых передач, редукторов и подшипников скольжения часто применяется закладная смазка, когда смазочный материал закладывается в узел трения при его сборке и обновляется при плановом или предупредительном ремонте.
В ряде случаев достаточно эффективной является картерная смазка, которая осуществляется окунанием узлов трения в процессе работы механизма в масляную ванну и разбрызгиванием смазочного материала в замкнутом пространстве, в котором размещены смазываемые детали.
В помещении машинного зала/насосной допускается хранить не более суточной потребности горюче-смазочных материалов.
Система охлаждения насосов и компрессоров
Правильный режим охлаждения имеет большое значение для надежной и безопасной работы насоса / компрессора. Применяемые системы охлаждения насосов / компрессоров:
1. Воздушное охлаждение;
2. Охлаждение жидкими хладагентами.
- Проточные системы
- Циркуляционные системы
В качестве хладагента применяется:
- вода;
- масло;
- фреоны (хладоны);
-аммиак.
Физические явления при работе насосов и компрессоров
Кавитация – это образование в жидкости полостей (пузырьков), наполненных газом, паром или их смесью, образующихся в результате местного понижения давления (до давления насыщенных паров) вблизи лопаток рабочего колеса и обратной их конденсации при попадании в зону с более высоким давлением при движении через насос. Особую опасность представляет собой конденсация газовых пузырьков на лопатках рабочего колеса. В месте, где происходит полная конденсация газовых пузырьков возникает локальное повышение давления. Это может привести к серьезному разрушению поверхности лопаток рабочего колеса. При работе насоса в режиме кавитации уменьшается давление и КПД насоса. На бескавитационную работу насоса главным образом оказывает влияние высота всасывания, поэтому при эксплуатации насоса необходимо следить за тем, чтобы не была превышена допустимая высота всасывания. Существует два вида высоты всасывания. геометрическая– это высота, при которой не образуется разрыва сплошного потока жидкости при обеспечении работы насоса без изменения основных параметров. Вакуумметрическая высота всасывания – это работа насоса при обеспечении основных параметров (температуры и давления) не вызывающих образование паро-газовых смесей перекачиваемого продукта. Для обеспечения нормальной работы необходимо, чтобы давление на всасе было больше давления насыщенных паров перекачиваемой жидкости.
Максимальная высота всасывания зависит от температуры перекачиваемой жидкости, т.к. с повышением температуры возрастает давление парообразования в жидкости. Основным способом вывода насоса из режима кавитации является повышение давления или понижение температуры продукта во всасывающем трубопроводе.
Дефект рабочего колеса центробежного насоса вследствие воздействия кавитации:
Помпаж — неустойчивая работа компрессора, вентилятора или насоса, характеризуемая резкими колебаниями напора и расхода перекачиваемой среды. Явление помпажа сопровождается вибрацией машины, усилением шума и нагрева при ее работе. Работа машины в зоне помпажа недопустима. Предупреждение помпажа: Создание конструкций лопастных машин с границей помпажа по возможности сдвинутой в область малых подач; Антипомпажные клапана, автоматически перепускающие среду на всас машины или сброс её в атмосферу (при уменьшении расхода до границы помпажа).
Пусть резервуар в начальный момент заполнен жидкостью до уровня а. При этом насос работает в режиме, определяемом точкой А. Если расход жидкости Q1, отводимой к потребителю, меньше подачи насоса QА, то уровень жидкости в резервуаре будет повышаться. На координатной плоскости Н-Q характеристика сети Нс-Qс будет смещаться вверх, а подача насоса в соответствии с действительной напорной характеристикой насоса Нн-Qн будет уменьшаться, пока рабочая точка не займет положение М. Если при этом подача насоса превосходит расход Q1, с которым жидкость истекает из резервуара 5 по трубопроводу 4, то уровень жидкости в резервуаре повысится еще больше и характеристика сети Нс-Qс пройдет выше точки М, то есть выше характеристики насоса Нн-Qн (на рис. не показано). При этом потребляемый напор Нс станет больше напора Нн, в результате чего произойдет срыв подачи насоса. Под действием обратного движения жидкости из резервуара 5 обратный клапан 3 закроется. Насос при этом будет работать при нулевой подаче Qн = 0 и напоре Н0 холостого хода. Вследствие отсутствия притока жидкости в резервуар 5 уровень жидкости в нем будет уменьшаться, поскольку жидкость продолжает вытекать из резервуара по трубопроводу 4. После того, как уровень жидкости понизится до высоты, соответствующей напору Н0, насос снова вступит в работу. Подача насоса резко (скачкообразно) возрастает до величины Qв, которая соответствует рабочей точке В. Уровень жидкости в резервуаре опять начнет постепенно подниматься и явление повторится.
Осевое усилие на рабочее колесо и методы его снятия
Вибрация
Вибрацией называют механические колебания в машинах или механизмах. Колебание - движение или изменение состояния, обладающие той или иной степенью повторяемости или периодичностью.
Виброперемещение – составляющая перемещения, описывающая вибрацию.
Виброскорость – производная виброперемещения по времени.
Виброускорение – производная виброскорости по времени.
Причины возникновения:
Неуравновешенность вращающихся частей оборудования;
Износ подшипниковых и муфтовых узлов;
Ослабление креплений оборудования к фундаментам;
Нарушение центровки агрегатов;
Влияние транспортируемой среды, кавитация, помпаж;
Неравномерная подача транспортируемой среды (объемные насосы/компрессоры).
Местоположение и ориентация датчика вибрации и схема расположения точек замера.
Места установки датчиков вибрации зависят от особенностей машины и измеряемых параметров. Местоположение и ориентация датчика должны быть указаны так, чтобы можно было обеспечить точную установку датчика при последующих измерениях. Важно установить единообразное обозначение точек измерений. Датчики следует устанавливать таким образом, чтобы их измерительные оси совпадали с направлениями, в которых вероятность раннего обнаружения неисправности максимальна. Обычно рекомендуется устанавливать датчики на подшипниковых опорах или рядом с ними, особенно если это обусловлено практическими соображениями и подкреплено опытом наблюдений за работой данной машины. В любом случае, места установки датчиков следует выбирать так, чтобы измеряемая вибрация была чувствительна к развиваемым машиной динамическим силам. Обычно датчики располагают в вертикальном и горизонтальном направлениях или под углами ±45° относительно вертикального и горизонтального направлений, в зависимости от удобства доступа к вращающемуся валу.
Подготовка насосу к пуску
При подготовке насоса к пуску необходимо проверить:
- наличие и подключение измерительных приборов;
- наличие смазки (масла) в подшипниках;
- состояние муфтового соединения, наличие и исправность защитного щитка на нем;
- заземление электродвигателя, насоса, подводящего силового кабеля;
- проверить СБиПАЗ на предмет отключения блокировок.
ФНиП "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств": 3.138. Корпусы насосов, перекачивающих легковоспламеняющиеся и горючие продукты, должны быть заземлены независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами.
В насосах с принудительной смазкой подшипников или смазкой от централизованной масляной системы перед эксплуатацией следует подключить систему смазки и проверить ее работу.
В насосах, установленных на открытой площади, при низких температурах следует подогревать масло до 20-25 гдадусов. Насосы для перекачивания горячих жидкостей перед эксплуатацией подогревают, обеспечивая беспрепятственное прохождение жидкости для прогрева. В насосах с охлаждаемыми или запираемыми уплотняющей жидкостью сальниками, перед эксплуатацией следует открыть линии подвода и отвода, проверить проток охлаждающей или уплотняющей (запирающей) жидкости и проконтролировать ее расход. В насосах с торцевыми уплотнениями полностью открывают трубопроводы разгрузки уплотнения, при этом необходимо избегать работы уплотнения всухую.
Запуск насоса
- Заполнение насоса перекачиваемой жидкостью;
- Пуск насоса на закрытую задвижку на нагнетании;
- Проверка правильности вращения ротора насоса;
- Проверка величины давления, создаваемого насосом;
- Контроль герметичности фланцевых соединений обвязки;
- Контроль герметичности уплотнений вала;
- Проверка на отсутствие посторонних шумов, вибрации;
- При отсутствии замечаний плавно открыть задвижку на нагнетании.
Насосы объемного типа пускаются в работу при открытом байпасе (линия между нагнетанием и всасом).
Работа центробежного насоса на холостом ходу (при закрытом нагнетании) допускается не более 2-3 минут из-за опасности перегрева и вскипания рабочей среды.
Подготовка насоса/компрессора к ремонту
- Перед проведением ремонтных работ на насосно-компрессорном оборудовании технологический персонал выполняет следующие операции:
- Освобождение оборудования от рабочей среды;
- Промывка/пропарка/продувка азотом или воздухом;
- Охлаждение оборудования до температуры не более 40 градусов;
- Отглушение от трубопроводов (при вредной или опасной рабочей среде);
- Обесточить оборудование путем разборки электросхемы;
- Убрать посторонние предметы вокруг места проведения работ, очистить поверхность пола от грязи и розливов жидкостей (продуктов);
- Оградить место проведения работ и вывесить необходимые аншлаги и таблички.
Приемка насоса/компресора из ремонта
- Контроль подключения контура заземления;
- Контроль подключения приборов КИПиА;
- Проведение обкатки оборудования.
Контроль оборудования в работе
Во время работы оборудования технологический персонал контролирует:
- Соответствие эксплуатационных параметров оборудования разрешенным (давление, расход, температура среды);
- Герметичность фланцевых соединений обвязки;
- Работу уплотнений валов (допустимая утечка сальникового уплотнения 60 капель в минуту, торцевого – 1 капля в минуту; также проверяется подача затворной, охлаждающей или разгрузочной жидкости);
- Работу системы смазки агрегата (уровень и состояние масла в картере/маслобаке, давление масла при принудительной смазке);
- Работу системы охлаждения агрегата;
- Температуру подшипников (нормальная температура 45-60 градусов, максимально допустимая градусов);
- Вибрацию агрегата, наличие посторонних шумов и стуков.
Техническое обслуживание
Цикл технического обслуживания- наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания ? Проведение технического обслуживания (ТО) и обеспечение ТО - ключевые элементы обеспечения работоспособности оборудования и систем в течение всего их жизненного цикла. Запланированные характеристики функционирования, производительности и надежности достигаются посредством проведения необходимого ТО и обеспечения ТО в сочетании с правильными методами эксплуатации. Достижение надежной работы оборудования в эксплуатации в значительной степени зависит от соответствующего ТО, организации ТО и ресурсов ТО, под которыми понимаются персонал и обучение, эксплуатационная и ремонтная документация, вспомогательное оборудование, обеспечение запчастями. Производительное использование оборудования возможно лишь при правильной его эксплуатации и бережном отношении к нему обслуживающего персонала. Поэтому неотъемлемой частью ТО оборудования являются организация квалифицированной эксплуатации его между ремонтами и повседневный контроль соблюдения правил технической эксплуатации. Несоответствующее или неправильно реализуемое ТО может привести к отказам, из-за чего возможно значительное снижение готовности оборудования, что в свою очередь приводит к потере прибыли и может значительно повлиять и на безопасность.
При планировании СЕТО должны быть определены работы, выполняемые в соответствии с требованиями НТД на данный вид оборудования. Перечень работ, выполняемых при ежесменном техническом обслуживании:
- эксплуатационный уход - обтирка, чистка, мойка оборудования;
- технологическая очистка оборудования;
- контроль технического состояния внешним осмотром;
- проверка надежности крепления резьбовых соединений;
- регулировка отдельных частей оборудования (подтяжка сальников, креплений, регулировка тормозных устройств, натяжение тросов, цепей, ремней и т.д.);
- проверка состояния и при необходимости замена сальниковых набивок, фильтров;
- промывка, продувка паром систем трубопроводов оборудования;
- проверка работы смазочных устройств, замена и наполнение систем смазки подшипниковых и прочих подвижных узлов оборудования;
- проверка состояния охлаждающих систем подшипниковых узлов, картеров насосов, цилиндров компрессоров, теплообменного оборудования;
- часть работ по устранению повреждений (мелкий ремонт) с заменой отдельных составляющих частей;
- параметрический контроль работы оборудования в соответствии с технологическим регламентом (технологическими картами), по показаниям стационарных систем мониторинга, по приборам аварийной безопасности, КИП и А;
- вибродиагностика динамического оборудования переносными приборами;
- контроль состояния устройств обеспечения безопасности (металлоконструкций, площадок, лестниц, переходов, ограждений, приборов освещения и т.д.);
- выявление общего состояния тепловой изоляции;
- контроль состояния средств огнетушения и пожарной безопасности.
Выдержки из ФНиП
ФНиП "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" На случай прорыва кислоты и кислой воды через сальники центробежных насосов под сальниками должны быть установлены поддоны или лотки с отводами, выполненные из коррозионно-стойких материалов. Сбор загрязненных стоков осуществляется в приемные сборники (зумпфы). ФНиП "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".
Для насосов и компрессоров (группы насосов и компрессоров), перемещающих горючие продукты, должны предусматриваться их дистанционное отключение и установка на линиях всасывания и нагнетания запорных или отсекающих устройств.
4.1.6. Выбор конструкции и конструкционных материалов, уплотнительных устройств для насосов и компрессоров осуществляется в зависимости от свойств перемещаемой среды и требований действующих нормативных правовых актов. Уплотнительные устройства для насосов и компрессоров должны быть изготовлены так, чтобы максимально снизить возможность образования взрывоопасной среды за счет пропуска горючих веществ через уплотнительные устройства до уровня, обеспечивающего безопасную эксплуатацию оборудования.
4.1.7. Для насосов и компрессоров определяются способы и средства контроля герметичности уплотняющих устройств и давления в них затворной жидкости.
Герметичность уплотнительных устройств обеспечивается путем контроля уровня НКПР в воздухе рабочей зоны и созданием системы аварийной вентиляции, срабатывающей от сигналов датчиков загазованности.
4.1.12. Насосы, применяемые для нагнетания сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны оснащаться: - блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; - средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях.
4.1.13. Для погружных насосов предусматриваются дополнительные средства блокирования, исключающие их работу при токовой перегрузке электродвигателя, а также их пуск и работу при прекращении подачи инертного газа в аппараты, в которых эти насосы установлены, если по условиям эксплуатации насосов подача инертного газа необходима.
4.1.14. Система транспорта СГГ, ЛВЖ и ГЖ посредством насосов должна проектироваться, изготавливаться и эксплуатироваться с учетом анализа эксплуатационных отказов для того, чтобы предотвратить возможность возникновения аварийных режимов. Для исключения опасных отклонений технологического процесса, вызываемых остановкой насоса (насосов), разрабатываются меры по повышению надежности систем транспорта, в том числе путем установки резервных насосов или устройства систем подачи другими способами, например, методом передавливания. 4.7.18. Сливоналивные эстакады, которые предназначены для проведения операций налива СГГ, ЛВЖ и ГЖ насосами, должны быть оборудованы средствами их дистанционного отключения.
ФНиП "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств":
3.134. Насосы, применяемые для нагнетания ЛВЖ, ГЖ и СГГ, должны быть оснащены: блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в расходных емкостях от предельно допустимых значений; блокировкой, прекращающей работу насоса при падении давления уплотняющей жидкости на торцевом уплотнении ниже допустимого; средствами предупредительной сигнализации о нарушении параметров работы, влияющих на безопасность эксплуатации.
3.135. Насосы, перекачивающие ЛВЖ, ГЖ и СГГ, должны быть оборудованы системой звуковой и световой сигнализации при достижении концентрации горючих газов 20 процентов от НКПР в помещении насосной с выводом сигнала в операторную, а при достижении концентрации горючих газов 50 процентов от НКПР должны быть оборудованы системой автоматического отключения насосов и системой автоматического включения аварийной вентиляции.
3.136. На насосе, подающем масло (уплотняющую жидкость) на торцевые уплотнения, должно быть предусмотрено блокировочное устройство, включающее резервный масляный насос при падении давления масла. Давление уплотняющей жидкости в камере торцевого уплотнения должно соответствовать параметрам, установленным технической документацией организацииизготовителя насосного оборудования. 3.137 . На напорном трубопроводе центробежного насоса должен быть установлен обратный клапан.